Дорогие читатели! Ждем вас в нашей библиотеке

вторник, 12 февраля 2019 г.

День в истории


К 140-летию со дня рождения
Рерих Елена Ивановна (1879–1955)
философ, писатель, жена Н.К. Рериха


Истинно великое всегда видится на расстоянии. В случае с творческим наследием русского философа и писателя Елены Ивановны Рерих именно так и получилось. Многое из того, что было создано этой выдающейся женщиной в первой половине ХХ столетия, вошло в культурную и духовную жизнь России сравнительно недавно и вызвало глубокий и неподдельный интерес у многих наших соотечественников, стремящихся найти ответы на волнующие вопросы Бытия.

Елена Ивановна Рерих родилась 12 февраля (31 января) 1879 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора Ивана Ивановича Шапошникова. По линии матери Елена Ивановна приходилась двоюродной правнучкой великому русскому полководцу Михаилу Илларионовичу Кутузову и дальней родственницей выдающемуся русскому композитору Модесту Петровичу Мусоргскому.

С детских лет Елена проявляла незаурядные способности, к семи годам девочка читала и писала на трех языках. Уже с юности серьезно интересовалась литературой и философией. По окончании Мариинской гимназии она получила музыкальное образование. Ее преподаватели предсказывали ей блестящую карьеру пианистки, но жизнь распорядилась иначе.


В 1899 году в имении своей тети княгини Е.В. Путятиной Елена Шапошникова впервые встречается со своим будущим мужем, молодым художником Н.К. Рерихом, ставшим для нее единомышленником, разделившим все ее устремления. Благодаря взаимной любви и высоким идеалам жизни, этот союз был необычайно прочен. В совместном творчестве, со-творчестве, в сущности, и прошла вся их жизнь. В августе 1902 года у них рождается сын Юрий, в будущем — ученый-востоковед с мировым именем, а в октябре 1904-го — Святослав, избравший ту же стезю, что и отец.

После революционных событий Рерихи, жившие с 1916 года в Финляндии из-за состояния здоровья Николая Константиновича, оказались отрезанными от Родины. Их дальнейший путь лежал через Швецию и Лондон, что было связано с предложениями принять участие в выставках, а также в подготовке декораций для оперного театра. Осенью 1920 года они приезжают в США. Размах культурной деятельности, развернутой при непосредственном участии Е.И. Рерих небольшой группой ее учеников в Америке, поражает — учреждения в Нью-Йорке (Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных искусств, Международный художественный центр «Corona Mundi») стали как бы отправным пунктом, и влияние их распространилось за пределы страны, стало международным.

Многочисленные общества, творческие клубы и образовательные учреждения, действующие под эгидой этих организаций во всем мире, объединили под всеобщим куполом Культуры не только творческих людей, но и всех тех, кто стремился к воплощению гуманистических идеалов и усовершенствованию жизни. «Радостно видеть, — пишет Елена Ивановна, — как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие».

2 декабря 1923 года семья Рерихов прибывает в Индию, уже давно привлекавшую их своими богатыми духовными и культурными традициями.

В 1925-1928 годах Елена Ивановна принимает участие в уникальной Центрально-Азиатской экспедиции по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии, организованной ее мужем.

Экспедиция вышла из Индии (Сикким), затем прошла в Кашмир и Ладак, пересекла китайский Синьцзян и достигла в районе Тянь-Шаня советской границы. Оттуда трое ее членов: Е.И. Рерих, Н.К. Рерих и Ю.Н. Рерих отправились в Москву, где состоялись важные встречи. Из Москвы через Алтай и Бурятию экспедиция добралась до Монголии, пересекла ее и вошла в Тибет, имея целью посетить Лхасу. Перед Лхасой была остановлена тибетскими властями и провела около 5 месяцев в летних палатках на морозном заснеженном плато Чантанг. На Чантанге погиб караван, разбежались или умерли проводники. К весне пришло разрешение властей, и экспедиция двинулась дальше через Трансгималаи к Сиккиму.

В 1926 году, во время пребывания в Монголии (Улан-Батор), выходит книга Елены Ивановны Рерих «Основы буддизма», в которой трактуются фундаментальные философские понятия Учения Будды, такие, как перевоплощение, закон кармы, Нирвана, а также его глубочайшая нравственная сторона, что опровергает основной стереотип западного мышления о том, что человек в буддизме есть ничтожное, забытое Богом существо.

В 1927 году там же, в Монголии, увидела свет одна из книг Учения Живой Этики«Община».

По возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции в 1928 году семья Рерихов поселяется в древней живописной долине Кулу (Западные Гималаи). С этого времени Елена Ивановна практически целиком посвящает себя работе над главным трудом своей жизни — серией книг философско-этического Учения Живой Этики, или Агни-Йоги, начатых ею еще в Лондоне 24 марта 1920 года. Процесс создания книг происходил под непосредственным руководством и в тесном сотрудничестве с группой анонимных философов, называвшихся, в силу своего духовного развития, Махатмами или Великими Душами, или Учителями.

Книги Живой Этики для многих стали настольными. Они выдвигают на первый план этические проблемы как важнейшее условие для дальнейшей духовно-культурной эволюции человечества и обращены, прежде всего, к земным, реальным условиям жизни каждого человека.

Их появление напрямую было связано с теми процессами, которые происходили в науке, культуре и духовной жизни первой половины ХХ столетия, в том числе с так называемым «научным взрывом», заложившим основы нового целостного подхода к изучению окружающей нас реальности. Многие выдающиеся умы того времени (русские ученые В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский, а также философы-космисты И.А. Ильин, П.А. Флоренский и Н.А. Бердяев) утверждали, что судьба человечества неотделима от жизни Космоса и грядущая эпоха будет эпохой сотрудничества человека с иными мирами.

Основываясь на древнейших знаниях Востока и достижениях современной науки Запада, рассматривая человека как часть Космоса, Живая Этика раскрывает особенности космической эволюции человечества и создает новую систему ее познания. Особое место в ней занимают Законы Космоса. Этими Великими Законами определяется движение планет и рост природных структур, зарождение звезд, поведение человека и развитие Вселенной. Вне этих Законов в Космосе ничего не существует. Жизнь человека, историческая и социальная, обусловлена теми же космическими законами, и пока человечество не осознает этого, оно не сможет усовершенствовать свою жизнь, утверждалось в книгах Учения.

Космос предстает в Живой Этике как сложнейшая одухотворенная энергетическая структура, в которой человек играет важнейшую роль. В основе духовно-исторического развития человечества лежат такие основополагающие принципы, как нравственное совершенствование, неукоснительное соблюдение этических норм, понимание ключевой роли Культуры в развитии общества. Без знания и Культуры успешно построить будущее человечества невозможно.

Человек, согласно Учению Живой Этики, сам активно влияет на космические процессы. Важная роль в этом принадлежит сознанию, поскольку мысль — это энергия, способная насыщать пространство и воздействовать на окружающих. Таким образом, человек самым прямым образом ответственен за каждую мысль свою, за каждое слово и поступок, ибо от этого зависит не только его душевное и физическое здоровье, но и состояние всей планеты в целом.

Призывая людей жить в соответствии с космическими законами, книги «Живой Этики» открывают широкие возможности духовного преображения жизни, расширения сознания и обретения высоких нравственных ориентиров.

В 1929 году в Париже под псевдонимом Ж. Сент-Илер издается работа Е.И. Рерих «Криптограммы Востока». Эти «Криптограммы» (или апокрифы, то есть сочинения, не вошедшие в канонические писания) описывали легендарные и исторические события давно минувших дней и рассказывали о неизвестных сторонах жизни Великих Учителей человечества — Будды, Христа, Аполлония Тианского, Сергия Радонежского. Образу Хранителя и Заступника земли русской Елена Ивановна Рерих посвятит отдельную работу, в которой прекрасное знание истории и богословия соединится с глубокой любовью к подвижнику.

Особое место в наследии Е.И. Рерих занимают ее письма изучающим Живую Этику. Если Учение Живой Этики создавалось Еленой Ивановной в сотрудничестве с Учителями, то «Письма» являют блестящий образец ее индивидуального творчества. Она обладала удивительным даром просветителя. Не упрощая проблемы, Елена Ивановна могла сделать ее доступной даже для малоподготовленного человека. Простым и доступным языком она объясняла своим корреспондентам сложнейшие вопросы о месте человека в мироздании, о влиянии космических законов на человечество, о взаимосвязи духа и материи. Читая эти письма, поражаешься не только ее глубокому знанию древних философских систем, трудов восточных и европейских мыслителей, но и собственному широкому, ясному пониманию основ бытия. Поэтому «Письма» Е.И. Рерих являются необходимой и составной частью самой Живой Этики.

Елена Ивановна отвечала людям различного уровня сознания, но неизменно в духе терпимости и доброжелательности. Для многих ее сердечное отношение было верной опорой в тяжелые минуты жизни. Двухтомник «Писем Елены Рерих» вышел в Риге в 1940 году. Это лишь малая часть ее огромного эпистолярного наследия, которое было передано Международному Центру Рерихов в 1990 г. ее младшим сыном — С.Н. Рерихом. Полное собрание писем Елены Ивановны Рерих в настоящее время издается Центром-Музеем имени Н.К. Рериха.

Е.И. Рерих принадлежит перевод с английского «Тайной Доктрины» — выдающегося труда основательницы Теософского общества Елены Петровны Блаватской, а также избранных писем Махатм («Чаша Востока»), с которыми получил возможность ознакомиться русскоязычный читатель.

В январе 1948 г., вскоре после смерти мужа, Елена Ивановна вместе с Юрием Николаевичем Рерихом покидает долину Кулу и после пребывания в Дели и Кхандале поселяется в небольшом курортном городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев.

Е.И. Рерих всегда стремилась вернуться в Россию. Она многократно обращалась в Советское Посольство и к правительству с просьбой о возвращении на Родину, но в визе было отказано. Несмотря на все отказы, Елена Ивановна надеялась вернуться, довезти все собранные сокровища и хотя бы несколько лет поработать для Страны Лучшей — так она называла Россию. Мотив возвращения на Родину звучит во многих ее письмах последних лет, но это возвращение так и не состоялось. 5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни.

Чем больше проходит времени и чем глубже мы осознаем значение героического творчества Елены Ивановны Рерих, тем ясней проявляется и будет проявляться великий смысл созданного ею и теми, кто стоял рядом с ней. Наследие, которое она оставила нам, неисчерпаемо. Оно устремлено своими научными, философскими открытиями в Грядущее, в тот Новый Мир, для которого героическое творчество будет не исключением, а правилом.

Предлагаем вашему вниманию фильм о Е.И. Рерих. Штрихи к портрету.

Комментариев нет:

Отправить комментарий